На предыдущую

Давайте вспомним про вещи и предметы, которые мы использовали (нас окружали) в Чорух-Дайроне! Благодаря им мы вспомним давно забытые события (забавные и грустные) из нашей жизни:

Названия вещей и предметов:

"Сигареты "Памир". Наши дяди и отцы курили дешёвые в мягкой коробке сигареты "Памир", если они брали их с собой в забой, при физической работе в нагрудном кармане робы коробка сдавливалась, сигареты мялись и рассыпались. Надо было перекладывать сигареты в специальную металлическую папиросницу. На коробке сигарет "Памир" был изображён силуэт альпиниста с рюкзаком и киркой, наверное, в насмешку, наверняка, советские альпинисты не были заядлыми курильщиками.

"Папиросы "Казбек". Кроме дешёвых сигарет "Памир", которые продавались во всех ларьках и буфетах Чоруха, в магазине "На Горке" продавались дорогие папиросы "Казбек". Коробка была с откидной крышкой - сундуком. Внутри коробки папиросы лежали в пергаментной обёртке. На крыше коробки был изображён силуэт мчащегося на коне всадника с развивающейся за спиной буркой на фоне глубоких синих гор.

А ведь в Чорухе жил человек по имени Казбек, скорее Казбек, была его кличка. Человек он был решительный, бесстрашный и авантюрный. Когда в середине 60-х в Чорухе из-за проливных дождей стали разваливаться глинобитные кибитушки, Казбек со своей многочисленной семьёй самовольно занял, стоящий на балансе посёлка, временно пустующий "финский" дом. Ему грозили наказанием, но начальство не смогло его выкурить из этого дома. Казбек умер в конце 70-х.

Встретил имя Казбек и не могу удержаться, чтобы не сказать о нем пару добрых слов. Это человек с трудной судьбой, он лет 15 провел в заключении за убийство, которое он совершил в 18-летнем возрасте. И вместе с тем это был хороший человек - искренний, надежный, честный в отношениях. Иногда он не вписывался в обстановку по причине горячности, прямолинейности, но он всегда делал это искренне, веря в свою правоту. Мир праху его!

"Лепешка" - это то, что всегда вкусно есть, особенно если она тёплая. Но даже, если она зачерствела, её макали и размачивали в наваристой шурпе. Лепёшку можно было макать во вкуснейший каймак или кислый катык. Лепёшки иногда пекли с луком и душистыми зёрнами. На базаре, если вы покупали готовый шашлык, то его вместе с луком выкладывали в центр свежей лепёшки. У таджиков есть традиция, если ты идёшь в гости, то обязательно приносишь с собой несколько лепёшек завёрнутых в чистый ромол (льняная салфетка). Гость приносит круглый хлеб - символ мира. Когда гость покидает дом, то ему дают с собой несколько лепёшек. Эта традиция обмена круглым хлебом очень древняя и несущая в себе глубокий смысл, путник выходил на дорогу с хлебом и покидал дом с миром. Мой папа говорил, что нет ничего дороже хлеба. Если у мусульманина нет ничего, чтобы дать садаха, то надо дать лепёшку. Когда завершалась какая-нибудь важная сделка сватовство, закладка дома, продажа скотины, то по завершении сделки ломали лепёшку пополам и отдавали сторонам. И говорили при этом "хлеб наш свидетель". После этого пойти на попятную означало не только потерять лицо, но и совершить святотатство по отношению к хлебу. Был у таджиков и такой замечательный обычай, когда сын уходил на войну или в армию, то пекли лепёшку и перед всей семьёй от лепёшки молодой новобранец должен был откусить кусок и съесть. Оставшаяся часть лепёшки береглась, матери свято верили, что сын вернётся к своей недоеденной лепёшке. Хлеб его и сохранит и вернёт на порог.

"Курт" (или "Курут") - высушенные на солнце до каменного состояния шарики из кислого солёного творога, или солёного катыка. Курт продавали на базаре, его можно было долго держать за щекой, где он постепенно и вкусно "оттаивал". Считается, что курт хорошо помогает отбить запах алкоголя, поэтому подвыпившие водители часто спасались им.

"Навот" - кристаллический сахар, который получали из виноградного сока методом сгущения и последующей кристаллизации. Он был очень красивый, крупные блестящие кристаллы золотисто-янтарного цвета. Продавали его в Чорухских магазинах на вес, и стоил он значительно дороже сахара. Таджики ценили его, и вполне справедливо, за лечебные свойства, считается, что навот быстро восстанавливает энергию. Было в нём особое благородство, когда его клали в чай он растворялся медленно не создавал дешёвую приторную сладость; большой кристалл навота медленно распадался на куски меньших размеров тоже кристаллической формы, а те в свою очередь на ещё более мелкие кристаллики. С одним кристаллом навота можно было выпить несколько пиалок чая.

"Чернильница-непроливайка", которую носили в маленьком кисетике, прикрепив к портфелю за шнурок. Иногда чернильницу оставляли в школе. И тогда в начале урока дежурная расставляла по партам чернильницы. На середине парты была круглая лунка для общей чернильницы, Но в школе иногда мальчишки запихивали в чернильницы промокашки назло учительнице.

"Промокашки". Эпоха промокашек кончилась с появлением шариковых ручек, а это конец 60-х, до этого каждая школьная тетрадь продавалась с вложенной в неё промокашкой. Видать, вся туалетная бумага страны уходила в промокашки, причём, они были разного цвета: голубого, розового и белого не помню, чтобы они были яркого цвета. При длительном пользовании промокашка насыщалась чернилами, но всё равно служила долго. Из промокашек, как и из тетрадных листов, делали самолётики и пускали их на переменках, на самолётиках рисовали звёзды. Задиристые мальчики из скрученных кусочков промокашек делали пульки, вставляли эти бумажные ядра в полые металлические ручки, дули в них и стреляли этими пульками во все стороны. Учителя пресекали такие забавы на уроках.

"Школьный пенал", в 60-ые годы, он был деревянный, в нём было 2 секции. Дверца его иногда при открывании складывалась гармошкой и такой стоил дороже.

"Деревянная перьевая ручка для письма". Перья можно было менять. Перья были ученическими и канцелярскими. На уроках чистописания надо было выводить каллиграфическим почерком всевозможные загогулины только ученическим пером.

"Перочистка" - необходимый аксессуар каждого ученика начальных классов середины прошлого века Как правило, круглой формы, диаметром 5-6 см, кусочки войлока и плотной ткани заключены между двумя кусочками кожи и скреплены металлической заклепкой - эти продавались в магазинах. Но на уроках труда под руководством Зинаиды Васильевны Фоминой, мы шили эти перочистки из кусочков ткани. Наши перочистки были как круглыми, так и квадратными.

"Переводные картинки". Были в нашем детстве переводные картинки, которыми украшали книжки, холодильники, зеркала, клеили их и на школьные портфели. Стоили они очень недорого, продавались в книжных магазинах, картинки были сочными и яркими, как правило это были герои сказок или мультфильмов, бывали и просто подарочно-поздравительные мотивы: букетики цветов с шарами. Надо было по-особому их переводить с бумажной основы на поверхность не порушив хрупкого изображения, терпение и сноровка, вот нужные при этом качества. Вначале переводную картинку замачивали в воде, тут важно было не передержать её, иначе она растекалась и красота распадалась, подержав её в воде надо было очень осторожно вытянуть бумажную основу из под картинки, и если всё сделано вовремя и правильно то картинка при высыхании прочно и надолго приклеивалась на поверхность. Удивляла акварельная нежность невыгораемых  на солнце красок. Школьники 60-х должны помнить переводные картинки.

"Рогатка". Хулиганистые мальчишки делали её сами и иногда весьма искусно. С её помощью сбивали горляшек скорее из спортивного интереса, а может быть и охотничьего азарта. Учителя, как могли, боролись с рогатками, иногда отбирали и на линейках позорили их владельцев.

"Кибитка", так в Чорухе называли частные глинобитные дома, в которых и жило основное население. Как правило, кибитка была побелена и снаружи и изнутри, часто имела несколько комнат, было печное отопление. В кибитках, которых я жила, всегда были деревянные полы. Кибитки часто в дождь протекали, помню тазы и миски, расставленные по комнатам. Кибитки всегда имели плоскую крышу, на этой крыше многие сушили, как ни странно, сухари и мы дети их там ели без спросу. Я полагаю, что сушили сухари те, кто прошёл через военное лихолетье. Взрослые запрещали нам ходить по крышам, конечно, мы нарушали этот запрет. Часто по этим плоским крышам мы – дети ходили к своим подружкам и соседям. Родители ругали нас за эти вылазки на крыши, но это занятие было авантюрное, с высоты крыш Чорух смотрелся по-другому и даже собственный двор приобретал другое измерение. В жаркие летние дни кибитка к ночи накалялась как духовка и люди искали спасения на крышах, сон на крыше кибитки под крупными звёздами незабываем, правда, пробуждаться приходилось рано, и тогда спускались в утренний прохладный двор досыпать. Иногда те, кто мог себе это позволить, покрывали крыши кибиток толем, тогда ходить по ним было очень горячо. Сколько стоило купить кибитку в разные годы, это особая тема, помнить могут только наши родители. Хорошо бы узнать у тех, кто ещё жив.

"Мангала (мангал) портативная, доморощенная-среднеазиатская". Во многих семьях, особенно когда жили своим домом, летом обед готовили на мангалах. Мангалы были самодельные, легкие и переносные, это было, как правило, старое ведро без дна, обмазанное изнутри толстым слоем глины, в верхней части была металлическая решётка, внизу жестяной поддон с небольшими дырками. Мангала разжигалась вначале щепками, затем клали уголь и тогда возникал настоящий и долгий жар. У нас варили варенье на мангале. Таз в котором варилось варенье тоже снаружи обмазывали глиной.

"Остроносые калоши", в основном их носили таджики летом на босу ногу, зимой те же калоши с ичигами.

"Ичиги" (?)

В Ленинабаде на рынке продавали "женскую обувь, которая при ходьбе издавала особый "музыкальный" скрип", шили эти туфли артельщики - надомники. Можно было по этим поющим звукам узнать что идёт женщина, чаще всего такие поющие туфли носили молодые таджички.

"Фильдеперсовые чулки". До того как появились капроновые чулки, женщины 40-х и 50-х носили очень тонкие чулки (со швом и без) из хлопка особого высокого качества и тонкой выделки, почти как шёлк.

"Макинтош" - это ведь совсем не softaware, в 60-х в макинтошах по праздникам наши родители "выходили в люди".

"Болоньевые плащи", мода на которые появились в конце 60-х. Их было сложно достать. Потом появились и куртки. По первости, удивляла невесомость материала. В конце 70-х из болоньи уже шили сумки и зонты.

"Автобус № 17" - расскажите о нем !!

"Патефон". В нашем доме был портативный патефон - пролетариат, старший брат проигрывателя - стиляги , и я думаю, во многих чорухских домах в 50-х и 60-х он тоже имел место быть. В патефоне больше всего меня - ребёнка удивляла его капризно- изогнутая никелированная головка с иголкой. Головка аккуратно укладывалась в гнёздышко чемоданчика. Ручка для заводки была съёмная, в чемоданчике имелось гнёздышко и для этой ручки. Иголки лежали в специальной для них коробочке-пистончике, которая тоже была частью чемоданчика. На внутренней верхней дверце патефона был карман для пластинок, правда, туда не могло поместиться больше 5-6 пластинок. Сложенный и закрытый патефон превращался в маленький и удобный для переноски чемоданчик. В Чорух регулярно приезжал раз в год некий продавец пластинок, татарин он был совершенно слепой со следами оспы на лице, кажется, у него была собака-поводырь. Тогда мне мама объяснила, что он ослеп в детстве от оспы. Он продавал пластинки только с татарскими песнями, был у него и свой патефон. Вначале он ставил пластинку на прослушивание, собирались люди и начиналась торговля. Теперь бы это назвали малым бизнесом. Торговля шла честная, никто не обманывал продавца-слепца, деньги давали ему в руки он их внимательно ощупывал. Какие-то пластинки шли хорошо и если кому-то недоставало, он обещал на следующий день принести. Где он их брал и у кого останавливался не известно. Мама говорила, что надо обязательно купить у него, хотя бы парочку пластинок, что она и делала, это было богоугодное дело как садаха. Пластинки того времени было довольно тяжёлыми, и главная забота, не оцарапать их. Как правило на пластинке было только 2 песни (по одной на каждой стороне). Долгоиграющие пластинки появятся в конце 60-х. По праздникам или просто для души заводили патефон, садились рядом и слушали иногда по несколько раз одну и ту же песню. Так происходило приобщение к татарской песенной культуре. Я не помню, чтобы у нас дома танцевали под патефон.

"Топчан" - дальний широченный родственник и лежака, и кровати, и лавки. Он всегда плоский и широкий, сделан из металла или дерева, всегда на ножках, с 3-х сторон у него были перила или боковины. На топчане выстилался палас, а если побогаче то и ковёр. На ковёр по периметру топчана настилались курпачи, в центре настилался дастархон и тогда на топчане можно принимать гостей, есть-пить, и сидеть при этом придётся по-турецки. В любой чай-хоне всегда стояли несколько топчанов, которые всегда стояли в тени, где народ пил чай или обедал. В каждом частном чорухском доме во дворе стоял топчан, на котором по вечерам ужинали, а ночью спали. На нашем топчане могли спать сразу 3 человека. На фотографии Чоруха, сделанной с ближайшей к нашему дому горе, виден наш двор и топчан. Во время таджикских туёв всё гостевание тоже происходит на топчанах. В кишлаках, спасаясь от комаров, над топчаном на ночь навешивали шатром огромный марлевый "паша-хона" и тогда вся семья спала на (!) топчане. Теперь надо перевести на русский язык слово "паша-хона".

"Курпачи". Сравнить курпаче с матрацем, всё равно, что сравнить таджикский халат с пальто. И первое, и второе верно в некотором приближении. На мягкой курпаче спят, а стёганный ватный халат таджики одевают зимой в холод и летом в жару. Главное отличие курпаче от матраца в том, что курпаче легка и мобильна, ее просто свернуть рулоном и перевезти - это хорошо знают те, кто ездил в своё время на хлопок. Попробуйте свернуть рулоном несгибаемый как коммунист матрац. Курпачи всегда шились на вате и всегда были стёгаными. Внешняя ткань - яркий разноцветный ситец и никаких устрашающих матрацных полос. Курпаче значительно тоньше и гораздо длиннее матраца. Курпачу обычно стелили на топчаны, для сиденья днём - в один слой, а на ночь - в два. Для гостей всегда стелили богатые курпаче, сшитые из дорогих тканей, я видела атласные, бархатные и плюшевые. Гостевые курпаче стелили в 2 или 4 слоя, возникало такое мягкое и приподнятое сиденье-трон. Когда девушку выдавали замуж, то важным элементом приданого были курпа и курпачи разного назначения. Курпачи всегда продавались на базарах и стоили недорого, главным образом, по причине дешёвого в Азии хлопка. В традиционном таджикском доме разноцветные курпа и курпачи стопками выкладывались в нишах на верх кованого сундука.

"Дастархон". Когда думаешь о том, что такое дастархон, то почему-то первой приходит на ум сказочная скатерть-самобранка. Но таджикский дастархон всё же не совсем скатерть. В нашем чорухском детстве на столах у всех были клеёнки, резаные - перерезанные, прожжённые или оплавленные от неудачно и не вовремя поставленных горячих кастрюль и сковородок. Скатерти, как правило, покрывали столы, что стояли в залах. Скажите, в какой чорухской кибитке не было зала, была такая претензия на шик и одна из комнат называлась по-барски залом. И тогда, когда принимали гостей в зале, бережливые и практичные хозяйки на скатерть стелили клеёнку, а в более поздние времена стали делать совсем прозрачные пластиковые клеёнки, и возникала двойственность, привычная клеёнка - наверху, дорогая льняная скатерть - внизу, однако её видно, клеёнка наверху и она защищает дорогую скатерть. Таджики не шли на такие уловки, дастархон всегда был настоящий из хлопка. Очень часто его шили из разноцветных кусочков ткани и тогда, он походил на весёлое лоскутное одеяло. Поскольку таджики у себя дома сидели, ели, спали, принимали гостей на полу, то дастархон обязательный элемент быта восточной традиции. Не видела, чтобы дастархон стелили на стол, его стелили всегда, когда ели, сидя на топчане или на полу. Расстеленный дастархон очерчивал некое освященное пространство совместной трапезы, место, где выставлялась еда и питьё, а также происходили важные разговоры. На расстеленный дастархон нельзя было наступать, через него нельзя было перепрыгивать. После трапезы, дастархон вытряхивали в особом отведённом для этого чистом месте, потому что крошки хлеба это не мусор. Не съеденные лепёшки заворачивали аккуратно в дастахон, хозяйки дома клали дастахон в специальное место до следующего раза. Для гостей всегда стелили праздничный дастархон, очень часто это была хорошая льняная скатерть. Когда шли в гости, то в дастархон заворачивали несколько лепёшек, на лепёшки клали конфеты или сухофрукты. Многие, наверное, помнят, что у чапана не было пуговиц это ведь тоже интересно понять, почему чапан не застёгивался, а запахивался и подпоясывался. А подпоясывался чапан платком, сложенным треугольником, а иногда и двумя платками, которые назывались по-таджикски ромол. Эти платки, особенно вышитые по периметру часто служили путнику в дороге дастархоном. Иногда в чайхане можно было видеть пожилых Бабаев, разложивших на эти ромолы свою провизию. Для таджика важно знать, что лепёшка, которую он разломит, будет лежать на чистом дастархоне. Никогда не видела, чтобы таджики ели с расстеленной газеты.

 

"Усьма" - "Пусть мои брови на виду, подведу глаза сурьмой" эти слова из песни "Наманганские яблоки" которую пела популярная в 70-е годы Луиза Закирова. На традиционном Востоке, женщине полагалось закрывать лицо, если она покидала дом. Мир она могла видеть через узкую щель для глаз и бровей в броне паранджи. Вот эти брови и глаза, которые она являла миру вне стен своего дома, чаще всего и воспевали поэты Востока.
"Не мажь сурьмой глаза, а дверь пусть будет на замке"
"Быть жертвой мне твоих сурьмой черненных глаз"
Кстати, священный Коран не запрещает женщине сурьмить глаза и чернить брови и "макияж" её намаза не нарушает. В советском Таджикистане в парандже ходили только в глухих кишлаках. А те таджички, что жили с нами в Чорухе, научили остальное женское сословие красить брови усьмой. Усьму выращивали у себя дома или покупали на базаре. По виду листья усьмы напоминали щавель.
Сок выдавливали на донышко перевёрнутой пиалки, растирая свежие листья между ладоней, отчего ладони окрашивались в тёмно-синий цвет. Брови действительно темнели и вполне возможно становились гуще. Но для блондинок эта покраска усьмой имела иногда непредвиденные последствия. Брови становились тёмно-зелёными и только через день-два чернели. Любили таджички красить брови с перемычкой - это считалось красивым. Хотя эти сросшиеся брови, на наш европейский взгляд, придавали женскому лицу скорее суровое насупленное выражение, во всяком случае, так казалось мне. Рассматривая иранскую миниатюру можно видеть, что у женщин волооких красавиц брови сросшиеся, так вот отсюда и шла традиция. Вот так на Востоке видели идеал женской красоты. Когда систематически красили брови усьмой, смыкая брови, то на перемычке начинали расти брови. Брови красили не только девушки и женщины но и малолетние девочки. Вообще совместная покраска бровей усьмой это были женские посиделки, тут же пили чай, сообщались всякие новости и сплетни, обсуждались семейные дела. Мужчины по определению в этом не участвовали. А те, что владели поэтическим даром, воспевали красоту бровей и глаз.

"Копилка". Современные дети складывают мелочь в копилки разные и по форме и по материалу, чаще свинушки. В наше небогатое Чорухское детство в 60-е годы копилки были гипсовые в форме полых ярко разукрашенных кошек, продавали их кустари на базаре, который находился на Вокзале. Эти слащавые кошки охотно раскупались и кроме своей монетарной функции являлись ещё и неким элементом декора. У многих по домам стояли эти Коты-Жмоты. Кошку-копилку конечно, берегли специально её не били, иногда, когда обуревал шайтан стяжательства, её нещадно трясли, но кроме пыли оттуда ничего не вылетало. Когда иссякало терпение или уж очень нужны были деньги, копилки приходилось разбивать, тогда черепки тоже шли в дело, мы рисовали ими на асфальте вместо мела. Правда, однажды мама вырезала дно у кошки-копилки, достали деньги, чтобы залатать дырку в бюджете и залепили гипсом дырку в копилке, отчего копилка потеряла устойчивость и кренилась. В копилку ведь иногда клали и бумажные деньги, особенно наши неженатые дяди, когда получали премии или 13-ю зарплату. Тогда нам делали подарок деньгами в копилку.

"Немецкая коляска". Хочу написать о немецких ГДР-овских детских колясках, они появились в продаже в 70-х, выглядели элегантнее российских колясок приземистых и широкозадых. Немецкие коляски были на "высоких ножках" имели красивые тонкие колёса и самое удивительное, они имели окошки по бокам. Ребёнок мог повернуть головку и смотреть на мир. А внизу была сетка, куда можно было класть и продукты, и мелкие вещи. Купить немецкие коляски было непросто.

"Мохеровая шапочка". В мою студенческую молодость молодые девушки в зимнее время носили разноцветные вязаные мохеровые шапочки чепчиком. Мохер был очень пушистым и головки походили на разноцветные одуванчики. Шапочки эти делали на подкладке и были они тёплыми. Потом их стали носить и зрелые дамы, но для них вязали по-другому, мохеровые шапки стали более "дамистыми". На старых фотографиях часто можно это видеть. А мужчины носили мохеровые шарфы, шарфы эти надо было доставать, заводить знакомства, выстаивать очереди. Из загранпоездок в страны народной демократии женщины часто везли мохер в мотках на продажу, в России мохер стоил дорого. Иногда шапки вязали из заячьего пуха с такими длинными завязками-ушами, которые могли служить и как шарфики. Меховой шапки у меня никогда не было, слишком дорого.

"Губная гармошка". Почти в каждом Чорухском доме губные гармошки. А были они простые из пластика для детей младшего возраста и школьников, для взрослых более богатые никелированные и иногда инкрустированные перламутром. Мне кажется, что они стали особенно популярны после войны. Сразу после войны появились немецкие трофейные губные гармошки, там и регистров было больше и украшены они были богаче. Потом в документальных фильмах о воине можно было видеть пленных немцев с губными гармошками.

"Чугунный утюг". Я застала то время, когда в ходу были чугунные неподъёмные утюги с угольком. Большая нужна была сноровка, чтобы не прожечь искоркой дырку и нередко ведь угорали от этих утюгов, конечно, не до потери сознания, однако помню, как женщины жаловались на головную боль и тошноту после этих утюжек. Сплошные чугунные утюги долго ещё были в ходу в Москве в 70-х. Обычно их грели на газовой плите, как правило, было 2 таких утюга, пока одним гладили, другой грелся на плите. Кстати, профессиональные портные признавали только тяжёлые чугунные утюги. На смену чугунным, на углях, пришли востроносые на спирали. Спираль часто перегорала, тогда надо было разобрать утюг, найти разрыв и соединить, и потом особо не трясти утюгом. А спираль была запрятана в керамические изоляторы как в бусинки.

"Школьные формы", которые мы носили в школу, полагалось беречь. Локти протирались в первую очередь, форма передавалась по цепочке младшим сёстрам, поэтому шили к этим формам нарукавники, которые одевали на рукава школьной формы, получались такие фонарики (шили их из чёрного или синего сатина, они были на резинках с обеих сторон). В основном нарукавники носили девочки. Такие же нарукавники носили бухгалтера и работники архивов иногда в старых фильмах это можно увидеть.
Хола хуп. В середине 60-х, мы девочки - подростки крутили на талии такие большие металлические обручи. Назывались они непривычно для слуха иностранным словом хола хуп. Их каким-то образом нам делали наши отцы и дяди работавшие в ЦММ. Потом их стали продавать в магазинах, но они были лёгкие из разноцветного пластика. Но я любила тяжёлые металлические. Их можно было крутить на шее, руках и ногах. Из какого они были сделаны материала не знаю, точно знаю, что не алюминий. Во дворах стайками собирались девчонки и крутили обручи по очереди. Мальчики никогда в это не играли, обручи были женским делом.

"Бриджи". На уроках физкультуры в моё время (60-е годы) зимой одевали бриджи из чёрного сатина, внизу на резинке, трико пришло потом в 70-е. А летом тоже сатиновые трусы: пузырьком на резинке для девочек, у мальчиков были просто сатиновые до колен трусы. Всегда старые фотографии физкультурников узнаю по этим сатиновым бриджам и трусам. Переодевание всегда было пыткой, в одной тесной комнате, рядом со спортзалом, где не было никаких особых полок, а была длиннющая доска, на которую были набиты вешалки-крючки, встречались те, кто закончил урок физкультуры и те, кто шёл на урок. И в этой толчее надо было найти место и вешалку, часто вещи клались просто на пол.

"Гудок". Возможно, многие не помят по младости лет, а многие и вовсе его не застали, а ведь был в Чорухе 60-х гудок. Тот самый рабочий гудок, который оповещал конец очередной рабочей смены и начало другой. Шахтёры ведь работали в 3 смены (утренняя, дневная и ночная). Во всяком случае, моя мама работала на шахте Шурале в 3 смены. Как технически решался этот вопрос, что было источником звука такой силы и звучания я и поныне не знаю. Пусть меня поправят те, которые знают это лучше. Гудок исходил из шахты Капитальная, так мне кажется. Звук его был глубокий, низкий, плотный и устойчивый. Даже не знаю с чем его сравнить, гудок паровоза слишком резкий. Скорее гудок парохода. Звучал он дважды в день 3-х кратно с перерывами. Ночью он не гудел. Звук этого гудка доходил до всех домов и переулков посёлка, его невозможно было не услышать. Думаю, что окружающие посёлок горы этому способствовали. Гудок ведь затея вполне пролетарская он создавал трудовой ритм, в сущности это призыв к ежедневному труду, даже если нет дома часов, нет отговорки опоздавшим и нерадивым. Хорошо бы узнать, кто этим гудком распоряжался и почему со временем его упразднили.

По поводу гудка - спрашивал у родителей, был гудок - когда отменили не помнят ...

"Бритвенный прибор". У наших отцов и дядей вплоть до конца 60-х был свой "джентльменский набор" - специальные бритвенные гарнитуры, входили в этот гарнитур пакетик с мыльным порошком, стаканчик для горячей воды, ванночка для взбивания пены и помазок. Дополнительно покупался пульверизатор, и для завершения композиции всё устанавливалось на подносике. В те времена помазок был из натурального беличьего волоса, мне думается. Да, была ещё самая главная часть - сама бритва, которая называлась "опасная". Этой бритвой можно было не только побриться, но и запросто зарезать и врага, и соперника, и сварливую тёщу. Мой дед Файзрахман зарезался вот именно такой бритвой в середине 30-х. Семейное предание связывает эту страшную трагедию с арестами его друзей и страхами быть самому арестованным. Такой же гарнитур стоял у тёти Кати, нашей бессменной парикмахерши, моё детское воображение поразило то, что после очередного бритья тётя Катя приносила сложенное горячее полотенце и бережно прикладывала его к лицу клиента, а тот блаженно кряхтел. Такой горячий компресс ставили только на больное горло. Тётя Катя знала своё дело хорошо, брила мужчин только опасной бритвой, бритву затачивала о кожаный ремень. А безопасные бритвы были в ходу у нас, начинающих взрослеть девушек, бритвенный станок, где всё было компактно уложено в пластмассовую коробочку, много места не занимал. Станок легко разбирался и собирался, рабочая головка отвинчивалась от ручки станка, отслужившую бритву можно было легко заменить. Станок поначалу был металлическим, но впоследствии его стали делать из плотной пластмассы. Готовую мыльную пену в баллончиках в советской России при мне не продавали, я познакомилась с этим удобством уже в Америке. Мой отец, приехав ко мне в гости, удивился, что бывают и одноразовые бритвы и мыльная пена. Привет тебе фирма "Жилет"! Вот так вещи отживают свою судьбу и занимают свою полочку в магазине нашей памяти.

"Резиновые боты". Наши молодые мамы сразу после войны и в 50-ые годы носили удивительно неуклюжие резиновые боты на квадратных каблуках, в которые вставлялись туфли на каблуках же, а по-другому эти боты нельзя было носить. Эти блестящие боты застёгивались на двух кнопках, молний на обуви тогда ещё не было. Боты были и без каблуков, на плоской подошве как калоши, и никакие туфли в них не вставляли, такие боты носили, как правило, пожилые женщине и тогда их носили с шерстяными носками. Модницы носили боты с каблуками, блюли шик и форму.

"Подушечки". Разноцветные конфетки-подушечки продавались в нашем магазине «На горке» и стоили дёшево, думаю, копеек 70 за кило. Конфетки-подушечки, обсыпанные сахаром, оставались некоторое время свежими, однако в процессе хранения фруктовая начинка (повидло) вытекала из подушечек и они слипались в комок, но всё равно оставались вкусными. Подушечки бывали и благородного происхождения, обсыпанные какао порошком, и стоили они дороже. Пить горячий чай с подушечками - было большой отрадой. Вот от воспоминаний о подушечках, вопреки пословице о халве, стало сладко и во рту и на душе.

"Муфты". В старых фильмах можно видеть, как городские женщины в мороз держали руки в муфтах. МУФТЫ - заменители варежек для женщин, которые в 50-ые так хотели выглядеть немножко дамами... Муфты бывали разные, подороже из меха, попроще из драпа на вате, а внутри у них были резинки с обеих концов, чтобы через запястье схваченное резинкой не проникал холод. Рукам было так уютно в этой муфте. Были и детские муфты, в Чорухе я застала такие. Понятное дело, если руки засунуть в муфту, то тяжёлую сумку должен нести кавалер.

"Пистончики" - это такие маленькие неглубокие потайные карманчики на мужских брюках, появились в конце 60-х в основном в молодёжном стиле. На поясе мог быть один или два пистончика, в них могло уместиться несколько монет, пара рублей, проездной билет, возможно, и ключ. Но, чтобы достать что-либо из пистончика, надо было протиснуть палец или два и, как-то по-особому изловчиться, ведь пистончик был очень плоском и незаметным.

"Валик-промокашка". Я впервые увидела такой полукруглый валик-промокашку в нашей почте. Мне было лет 7-8, мама посылала посылку и заполняла бланк, я стояла рядом и видела этот незнакомый для меня канцелярский предмет. Стол был высокий, я маленькая, поэтому видела всё укрупнёно, когда мама ушла сдавать посылку, я внимательно изучила этот необычный предмет. Разноцветные промокашки неизменный атрибут тогдашней нашей школьной жизни, однако, в таком виде промокашку я видела впервые. Деревянный валик был с ручкой, ручка завинчивалась и прижимала несколько слоёв промокашек, которые давно были на службе и совсем посинели, но совсем не устали и вполне себе промокали. Я поняла, что наши тетрадные промокашки не успевали так сильно загрязниться, их трудовая жизнь кончалась много раньше положенного. Школьники из промокашек много чего не положенного делали, бывало, использовали и вместо туалетной бумаги. Обуреваемая здоровым детским любопытством я решила сама испробовать, как же работает этот валик, взяла пустой бланк написала что-то, на этом большом столе была и чернильница, стала катать валик, и вот тут впервые и услышала недовольный песочный голос начальницы почты Петуховой: "Девочка, не балуйся". Надо сказать, недовольный строгий голос Петуховой я слышала всегда, когда приходила на почту. Кажется, эту женщину - заведующую звали Антонина. Особенность Антонины состояла в том, что она никогда не меняла этого выражения недовольства. На улице, в бане, в очереди и автобусе лицо её оставалось недовольным, не видела её улыбающейся или просто приветливой.

"Домашние коврики-плетёнки". У многих из нас дома: в комнатах на полу, перед кроватью, перед входной дверью лежали круглые или овальные полосатые самодельные коврики из полосок разного цвета. Коврики были весёленькими и довольно толстыми, служили долго и при надобности, их можно было и постирать. Наши рачительные бабушки и мамы вязали эти круглые коврики из остатков хлопчатобумажных тканей, в дело шли кусочки как новой, так и старой ткани. У мамы на шахте "Шурале" в компрессорной были целые мешки из хлопчатобумажных обрезков, я думаю, их привозили из пошивочных фабрик. Обрезки эти служили ветошью для протирки замасленных частей компрессорных установок. Куски материи мама сортировала по цвету, разрезала на полоски и связывала концы. Получались разноцветные мотки, из которых в свои ночные дежурства, мама вязала толстым специальным крючком коврики. Сейчас такие коврики продаются в магазинах, они называются "Стиль кантри", промышленные ковры иногда достигают размеров целой комнаты. Мне же милее наши небольшие прикроватные коврики.
 

  Другие нам знакомые вещи собрала Люба Киль (Ивашкина). См. и вспоминай!

Форма для посылки заметок и фотографий

На предыдущую